Электромобили — более выгодные в плане расхода на топливо. Одна их заправка обходится в среднем как пару литров бензина, дизеля. Машины с электродвигателем служат по 10 – 20 лет, требуя к себе незначительного внимания и вложений на техническое обслуживание.
Остается понять, во сколько обойдется «заправка» такого транспорта — нужно разобраться в том, сколько киловатт нужно для зарядки электромобиля. Такие авто можно заряжать несколькими способами: от однофазной, от трехфазной сети, от станций быстрой зарядки. И каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками. И цена «заправки» тоже от этого напрямую зависит! Разбираемся, какой же вариант — самый оптимальный.
Однофазная зарядка
Однофазная сеть — это та самая «домашняя» розетка на 220В. Наиболее дешевый источник электричества для электромобиля. Главный недостаток — малая скорость зарядки.
Объем аккумуляторных батарей у электромобилей — разный. Для примера: в Tesla Model 3 — на 75 кВт⋅ч. Обычная розетка, в среднем, способна обеспечить током в 3,5 кВт⋅ч. Это означает, что на зарядку Tesla Model 3 с 0 до 100% от домашней сети понадобится около 20 часов. Если же использовать силовую розетку на 220В способную выдавать около 6 кВт⋅ч, то время зарядки сократится почти вдвое.
Другой важный нюанс: зарядка аккумуляторов малым током — продлевает ресурс АКБ. Рассчитывая, сколько киловатт нужно, чтобы зарядить электромобиль, дополнительно следует учесть, что до 10% электричества в теплую пору года и до 15% в сильные морозы — «рассеивается» в качестве тепла и дополнительно на преобразование напряжения. Соответственно, на зарядку Tesla с аккумулятором на 75 кВт⋅ч на практике потребуется не 15, а около 18 – 19 часов. Общее потребление электричества будет около 80 – 85 кВт⋅ч. И когда батарея заряжена на 90%, то ток зарядки может снижаться на 10 – 40%. Полноценная «заправка» займет около 20 часов и это считается нормой.
Трёхфазная
Трехфазная сеть — это 380В. Оптимально используется фабриками, заводами. Реже данные розетки устанавливаются на паркингах. Желающие без проблем могут подключить такую сеть у себя дома, если существует техническая возможность или составлен соответствующий проект (это платно).
Средняя мощность, которую выдает такая сеть из одной силовой розетки — около 15 кВт. Это означает, что на зарядку Tesla Model понадобится 5 часов.
Выбор оптимального варианта
Существует третий вариант — это зарядные станции. Их отличительная особенность: зарядку они выполняют постоянным, а не переменным током. Соответственно, преобразования напряжения не происходит. Их эффективность и производительность — максимально высокая. Современные зарядные станции генерируют вплоть до 350 кВт⋅ч. Но скорость заряда каждого электрокара зависит от того, на какой архитектуре построена батарея. Теоретически Tesla может заряжаться мощностью до 200 кВт, но наиболее реалистичный показатель около 120 кВт На «заправку» стандартной модели Tesla с аккумулятором на 75 кВт⋅ч потребуется всего 40 минут.
Но и стоимость электричества, которую запрашивают владельцы зарядных станций — на порядок выше, чем в «домашней» розетке.
Все вышеуказанное актуально только в том случае, если используемые кабели для зарядки поддерживают максимальную мощность, которую выдает зарядная розетка. Специалисты vostok-auto.by настоятельно рекомендуют использовать только оригинальные кабеля! Это продлит эксплуатационный ресурс электромобиля, обезопасит его от механического выхода из строя аккумуляторных батарей, электромотора.
Влияние температуры и погодных условий
Сколько кВт нужно для зарядки электромобиля в холодную пору года в Беларуси? Хоть и незначительно, но больше. В среднем, на 7 – 12%. Объясняется это тем, что зимой часть электричества расходуется на подогрев и обогрев аккумуляторной батареи. Летом тоже будут определенные потери, но они уже будут связаны с охлаждением батареи и составят около 3-7%.
Во многих современных электромобилях предусмотрена функция подсчета расхода электричества во время зарядки. Она показывает вполне реальные значения, отклонения — всего в 2 – 4%.
Заключение
Желаете рассчитать, сколько киловатт в электромобиле потребляется во время зарядки, необходимо знать емкость установленного аккумулятора. Это обязательно указывается в технических характеристиках к транспортному средству, в его техпаспорте.
Например, емкость АКБ составляет 50 кВт⋅ч. На его «заправку» понадобятся те самые 50 кВт⋅ч плюс примерно 10%, которые идут на преобразование напряжения и рассеиваются в качестве тепла. В холодную пору года понадобятся дополнительные 15%.
Всё это — примерные расчеты. Ведь коэффициент КПД зарядки — индивидуален для каждого автомобиля. Да и производители сейчас используют разные варианты аккумуляторных батарей. Ранее наиболее распространенными были литий-железо-фосфатные, сейчас появляются литий-силициевые, у которых емкость и КПД намного выше и продуктивнее.
В любом случае, если заряжать электроавто исключительно через станции быстрой зарядки — это получается на порядок выгодней, нежели покупка бензина, дизеля или газа. На техобслуживание электромобилей потребуется гораздо меньше вложений. В дополнение к этому, цены на такие авто постепенно снижаются. На нашем сайте vostok-auto.by можно найти качественные китайские авто с аккумуляторами, стоимость которых сопоставима с обычными машинами с ДВС.